понедельник, 16 марта 2015 г.

Прием "Fishbone", или как заинтересовать ученика темой.

На каждом уроке необходимо, чтобы ученик развивал способности мыслить, делать выводы, искать причинно-следственную связь. И в тоже время он был заинтересован темой, развивался творчески. Именно поэтому я люблю использовать различные технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Я Вам уже рассказывала о методе – синквейн (http://apsereda.blogspot.ru/2015/01/blog-post_11.html), который дети с удовольствием используют. И вот, недавно, я ребятам показала – новшество – метод – скелет рыбы. И он сразу прижился у нас на уроках. Про него и хочу рассказать, Вам, мои дорогие читатели.

«Fishbone» в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы». Стратегия «Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).

В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название).
Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Описание алгоритма действий при работе со стратегией «Fishbone». Как известно любая проблема начинается с головы.
Поэтому помещаем нашу проблему в голову рыбы. На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы – вывод.


 Особенно пятиклассникам нравится заполнять рыбный скелет. Они больше вкладывают творчество в такие задания, а старшеклассники наоборот обдумывают каждый вывод, записывая на каждой косточке скелета. 


1 комментарий:

  1. Алена Павловна, любой метод полезен, если он работает. А у Вас работает!
    Решить проблему может быть легче, чем вы думаете.
    Для этого просто нужен системный подход. (У. Э. Деминг)
    Желаю Вам, что бы во всем всегда была система

    ОтветитьУдалить